О легитимности термина «царь», употребляемого в историографии (экскурс в историю) часть 2

derzhava

продолжение, начало см. часть 1

Александр НЕПРОШИН

То же мы видим и в описании периода пребывания Генуи, генуэзских факторий на Черноморском побережье Кавказа. Европейские исторические источники мегрельских Дадианов представляют как «королей», в том числе «Мегрелии и Абхазии», а представителей рода Шервашидзе, правящих Абхазией – герцогами. Это отмечено в переписке с герцогом Бургундским, возникшей в связи с попыткой создания в 1459 году антитурецкой коалиции, где упоминается «мегрельский король Бандиан (Липарит I Дадиан)» и «Рабиа (из рода Шервашидзе, авт.), герцог Анакосии (Абхазии) вместе со своим братом и баронами с 30 тысячами войска…» (Успенский 1929, с. 135; Непрошин А.Ю., Шамба Т.М. История абхазских князей Шервашидзе. 2013 г.).

Российская историография именует армянских правителей «царям», поскольку мало кому известно, что Армения не носила статуса «царства», в те древние времена ее былого могущества она именовалась «Великая Армения», а позже – просто Армения, хотя по своей форме – это была Империя. Во главе ее находился монарх, именуемый на языке оригинала, армянского языка – тагакавор, а не «царь». Соответственно, обращение к нему при международной переписке было не как к «царю» или «королю», а к тагакавору Великой Армении.

О легитимности термина «царь», употребляемого в историографии (экскурс в историю) часть 2
Император Адриан, 117 – 138 гг.

В Центральном и Западном Закавказье политическая обстановка складывалась иным образом. Эти территории, по сообщению Гомера и Гесиода и, по мнению грузинских историков, выглядели следующим образом: «По грузинским летописям, за 25 лет до Р.Х. земля к западу от Ингура принадлежала грекам» (Доброхотов 1916, 528 с.). Речь идет о жителях восточного Причерноморья – иниохах-иониохах (гениохах), относящихися к греческому миру, которые находились в подчинении метрополии – Эллады, где правили тираны. По Страбону: «гениохами управляют т.н. скептухи, а эти последние сами подвластны тиранам и басилевсам. Так у них было 4 басилевса» (Страбон, 1964, XI, V, 6) Естественно, еще до появления в этих краях апсилов, басилевсы, а не цари, были правителями таких полисов, как Диоскурия, Гюэнос, Фазис и Питиус.

Абхазская историографии, исходя из представленного текста, без убедительных аргументов утверждает, что апсилы и есть гениохи. А сообщение Страбона о том, что у гениохов было «4 царя» (как это излагается в современной абхазской историографии), позволяет окончательно запутать ситуацию, поскольку получается, что «апсилы-гениохи» уже в столь ранний период имели развитое государство с собственными царями: «в конце IVIII веков до н.э. … рядом с античным городом (Диоскурией. авт.) жил, а затем нашел последний приют один из местных (теперь можем сказать – гениохских (читай, «абхазских») мужей ….» (Шамба 1972. с 98)

О легитимности термина «царь», употребляемого в историографии (экскурс в историю) часть 2
Марк Ульпий Нерва Траян

Следует упомянуть, что до начала II (скорее последних двух лет I века) века нашей эры сведения об абазгах-апсилах в этом регионе отсутствуют. А басилевс (греч. basileus), в Древней Греции в микенскую эпоху – правитель небольшого поселения. В гомеровский период – это глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью. В Афинах после власти тиранов (по традиции, в II веке до н.э.) этот термин применялся для обозначения архонта, но историками и писателями (особенно современными), почти все без исключения, без всяких на то оснований, переводится как термин «царь». Между басилевсом древних греков и современным царем нет никакого сходства, во всяком случае, не достаточно для того, чтоб оправдать употребление одного и того же термина для обозначения обоих понятий. Да и само упоминание, и употребление термина «царь» при отнесении его к античному периоду, по приведенным ранее причинам, лишено всякого смысла.

Во время правления императора Адриана, от 117 года до 138 года нашей эры, ничто не изменилось: по-прежнему на побережье от Фазиса и до Севастополиса находились греческие поселения (полисы) и римские гарнизоны, внутри страной управляли ставленники римлян, а лазы, апсилы, абасги, саниги и другие племена имели своих вождей (roi), назначаемых римским императором (Монпере, 1937, с. 93-165). Российская и абхазская историография именует их царями: «Флавий Арриан в Перипле, сообщая в 131 году о положение дел в восточных провинциях кесарю Адриану, отмечает, что – «за лазами следуют апсилы; у них царь Юлиан, получивший царство от твоего отца (Траяна). С апсилами граничат абасги. У абасгов царь Рисмаг, этот тоже получил власть от тебя (от Адриана). Рядом с абасгами – саниги, в земле которых лежит Севастополь, царь санигов Спадаг получил царство от тебя» (Гулиа,. 1925, 340 с.; Чачхалиа 2000, с. 3-40).

У В.В.Латышева этот текст выглядит так: «У иниохов царь Анхиал, лазы с царем Малассой. У зихов – царь Стахельмфак, получившие власть от тебя (кесаря Траяна Адриана Августа, (13-й Римский император). У апсилов царь Юлиан, получивший власть от твоего отца, с ними граничат аваски, их царь Рисмаг, тоже власть от тебя. Рядом с ними Саниги, где Севастополь. У санигов царь Спедага, получивший престол от тебя» (Латышев, 1893, с.222). В этом случае имеет место уточнение: перечисленные правители получили от Рима не «царство», а только власть, т.е. были назначены на правление племенами. Кроме того, как было показано, термин «царь» отсутствует в греческой, римской, византийской и всех других восточных историографиях и присущ практически только Руси, России. В данном случае имеют место издержки перевода.

Обратившись к первоисточнику (Арриан, 1836, 49 с,) становится ясным, что речь идет не о «царях», а о базилевсах, правителях греческих полисов и, возможно, вождях горных племен и, как пишет А.Фадеев: «Базилевис иниохов – Анхаил, лазов – Маллас, апсилов – Юлиан, авасгов – Рисмаг, все они получили власть от римского императора» (Фадеев, 1934 г., 190 с.).

Эволюция термина «царь» в славянской историографии

С развитием книжности термином «царь» стали обозначать древних владык, известных из греческой исторической и церковной литературы, переводя, таким образом, греческое слово басилевс (βασιλευς), и этот титул, как символ правителя высшего уровня, в аналогичных значениях сохраняется в древнерусских переводных и оригинальных памятниках. Однако речь может идти только о государях России, Словении, Болгарии.

В славянские языки термин «caesar», вошел непосредственно из латинского: в современном болгарском и сербском – в позднем (с начальным «ц») произношении как «цар», где первоначально использовался для обозначения римских и византийских императоров (отсюда славянское название византийской столицы – Цесарьградъ, Царьградъ, Царь-город); и был титулом правителей. Первым из них был Симеон, правивший Болгарией с 893 года с титулом «князь», а с 919 года и по 927 год – с титулом «царь». Следующим был царь Петр, правивший й с 927 по 969 год. Затем у кормила власти стоял царь Борис с 969 по 970 год. В период с 970 по 977 год период правления царей, в связи с оккупацией страны Византией, прерывается. Начиная с 977 года и до 1946 года страной правили цари, иногда обретавшие титул «соправителей»: Иван Асень – Петр IV (Федор), 1186-1196; «регента», Ирина Комнина, вдова Ивана II Асеня, (1246-1256 гг.); «правителя» – Чака (1299-1300 гг.); оставаясь при этом вассалом Турции – Константин II Асень (1396-1422 гг.), иногда от «короля» до «князя». Всего их было свыше сорока. Последним царем Болгарии был Симеон II, правление которого пришлось на период Второй Мировой войны (19431946 гг.), после чего в стране была установлена Республика.

О легитимности термина «царь», употребляемого в историографии (экскурс в историю) часть 2
Царь Сербии, Стефан Урош

Сербия была не столь богата на «царей». Король Стефан Урош IV Душан Неманич ещё до вступления на престол (в 1331 году) прославился как храбрый и успешный воин против Византии и болгар, получив посему прозвище «Душан Сильный». Он был самым сильным властителем на тот момент и решил, что на развалинах состарившейся Византийской империи самое время обосноваться молодому, полному сил народу. В 1346 году провозгласил себя царём сербов и греков (ромеев).

Его сын, носивший титул «царя» – царь Урош V Неманич (Урош Слабый, правивший Словенией с 1355 по 1371год — в противоположность своему отцу, не был сильным правителем, ему было очень тяжело сохранить централизованную власть, детей он не имел и, как последний правитель династии Неманичей, и последний сербский царь, он умер в 1371 году. Его сын, носивший титул «царя» – царь Урош V Неманич (Урош Слабый, правивший Словенией с 1355 по 1371год — в противоположность своему отцу, не был сильным правителем, ему было очень тяжело сохранить централизованную власть, детей он не имел и, как последний правитель династии Неманичей, и последний сербский царь, он умер в 1371 году.

Термин «царь» в российской титулатуре

О легитимности термина «царь», употребляемого в историографии (экскурс в историю) часть 2
Скульптурный портрет Ярослава Мудрого. Реконструкция М.М.Герасимова

Из русской исторической литературы известно, что в период правления Рюриковичей, на Руси до X века верховным правителем являлся тот, кто считался «старейшим» в роде и занимал киевский стол.

Старославянская и древнерусская традиция ввела римское имя и императорский титул Caesar (Цезарь) через греческое kaisar – кесарь – монарх, властелин, который мог обозначать (помимо Бога – «царя небесного») библейских правителей, римских и византийских императоров. Первый известный случай приложения царского титула на древнерусском языке к русскому князю, произношение которого звучало как цесарь, «цьсарь», относится к 1054 году. В этом году на стене Софийского собора в Киеве была сделана сохранившаяся до наших дней надпись об «успении (т.е. смерти) царя нашего». Под «нашим царем» имелся в виду киевский князь Ярослав Мудрый. Однако это был не его официальный титул, а просто почетное наименование, которое должно было подчеркнуть славу и могущество русских князей.

В домонгольскую эпоху царями именовались тот же Ярослав, Св. Борис и Глеб, Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха), его сын Изяслав и внук Роман Ростиславич, к которым употреблялся термин «цесарствие» и глагол «царствовати». Т.е. неформально титул «цесарь», позаимствовав его у византийских владык, спорадически употребляли правители Руси, начиная с XII века и систематически со времён Ивана III (в основном при дипломатических сношениях. Василий III сохранил для себя старый титул «великий князь». В ранний период на Руси термины «царь», цесарь являлись не титулами, а только наименованием, сакрализацией личности (XXV вв.). Как показал В.Водов, термин «царь» в применении к русским князьям не был официальным титулом: он мог употребляться для прославления князя с использованием византийских образцов красноречия, для подчеркивания политического престижа умершего князя, в связи с главенством князя в церковных делах и с культом князя-святого (Горский 1996, с.206).

О легитимности термина «царь», употребляемого в историографии (экскурс в историю) часть 2
Мамай

После захвата Руси Ордой, а Константинополя – латинянами, в древнерусской литературе титул «царь» переносится на правителя Орды (в русском представлении – «царства», хотя в действительности его титул- «хан»). Таким сувереном, именуемым на Руси «царем», был Мамай, правивший Ордой (точнее, ее западной – от Днепра до Волги – частью). На Руси этот статус Мамая четко осознавался и подчеркивался. С появлением татарского «царства» термин «царь» по отношению к русским князьям почти перестает употребляться

О легитимности термина «царь», употребляемого в историографии (экскурс в историю) часть 2
Иван IV Грозный, 1530-1584 гг

До 1547 во главе московского государства стоял Великий князь (Словарь…, 1998). Титул же царя обычно ассоциируют с русским царем и в широком смысле слова: «царь» с 1547 по 1721 – единовластный государь, монарх. В России, по достижении совершеннолетия, коронуется как царь сын Василия III, Иван IV Грозный, утвердив, таким образом, в глазах подданных свой престиж как суверенного правителя и наследника византийских императоров. С этого времени высшим официальным титулом главы государства становится термин царь, цезарь, как символ существенного возвышения московского великого князя над другими удельными князьями, и его особого положения. Территория, находящаяся под управлением царя, называется царство, и этот термин входил в официальную полную титулатуру Российской империи в качестве титула владетеля бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, а затем Польши.

Территория, находящаяся под управлением царя, называется царство, и этот термин входил в официальную полную титулатуру Российской империи в качестве титула владетеля бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, а затем Польши.

О легитимности термина «царь», употребляемого в историографии (экскурс в историю) часть 2
Царь Федор I Иоаннович, 1584-1598

Титул царя ставил Ивана IV выше большинства европейских монархов и указывал на его преемственность к восточно-римским императорам (за границей его титул либо не признавали, либо оставляли без перевода). Часто слово царь переводится как император. Например, японский император (тэнно) иногда (как правило, в литературе XIX века) упоминается как японский царь

О российских «царях» Европа узнала в 1549 году из публикации латинского трактата Rerum Moscoviticarum Commentarii («Записки о Московитских делах») австрийского дипломата, уроженца современной Словении, барона Сигизмунда фон Герберштейна. Но в 1721 царь Пётр Великий принял в качестве основного титул император, при этом титул «кесарь» был понижен от своего первого уровня – Петр I, отбывая за границу, поручил управленье Россией Кесарю Ромодановскому.

В то же время, неофициально и полуофициально титул «царь» продолжал употребляться . российскими императорами, последним из которых был Император Николай II. В соответствие с русской традицией титул «царевич» носил его сын, Алексей Николаевич, как и царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. До свержения монархии в феврале 1917 (в частности, в государственном гимне, слово, если оно относилось к российскому монарху, полагалось писать с заглавной буквы). Территория, находящаяся под управлением царя, называлась царством, и этот термин входил в официальную полную титулатуру Российской империи в качестве титула владетеля бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, а затем Польши.

О легитимности термина «царь», употребляемого в историографии (экскурс в историю) часть 2
Царь – Император Всея Руси, Петр I

В то же время, неофициально и полуофициально титул «царь» продолжал употребляться российскими императорами, последним из которых был Император Николай II. В соответствие с русской традицией титул «царевич» носил его сын, Алексей Николаевич, как и царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. До свержения монархии в феврале 1917 (в частности, в государственном гимне, слово, если оно относилось к российскому монарху, полагалось писать с заглавной буквы).

О легитимности термина «царь», употребляемого в историографии (экскурс в историю) часть 2
Император Николай II с детьми

 

На этом закончилась эпоха, при которой использовался титул «царь» по своему прямому назначению, наступило время «президентов».

Настоящая работа ставит свое целью показать, что необдуманное, произвольное присвоение титула «царь» верховному владетелю той или иной страны, в отдельных случаях ведет к исторической ошибке в определении ее статуса, как государственной структуры на международном пространстве. А подобные ошибки, допускаемые в исторической литературе, являются ошибками юридического плана и ведут к серьезным, зачастую, непоправимым последствиям.

Литература

  1. Абхазия и абхазы средневековых грузинских повествовательных источников. Тбилиси, 1988, с. 139

  2. Аджинжал Е.К. О титулатуре абхазских царей. Из. докл. на конфер. АБИГИ, Сухум, 27.04. 2011г.

  3. Амичба Г.А. Сведения средневековых грузинских нарративных источников об абхазском царстве и Абхазском княжестве. Тбилиси, 1969 г., с. 55

  4. Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии (VI – XVII вв.). Сухуми, 1959, с. 302

  5. Арриан Фл., Перипл Понта Евксинского, Одесса. 1836. 49 стр.

  6. Горский А. А. О титуле «царь» в средневековой Руси (до середины XVI в), Альманах “Одиссей-1996, с. 206

  7. Гулия Д., История Абхазии. Т. I, 1925, с. 203

  8. Гулиа Д., Приложение второе. Древнейшие сведения о Колхиде и колхах (Извлечение из древнегреческих и римских описаний Кавказа). Тифл. 1925, 340 с.

  9. Дброхотов Ф.П. Черноморское побережье Кавказа. Справочная книга. Петроград, 1916, 528 с.

  10. Житие Грузии, т. IV, с. 796

  11. Инал-Ипа, Ш.Д. Абхазы: историко-этнографические очерки. Сухуми. 1965, 562 с.

  12. Инал-Ипа, Ш.Д. Очерки этнокультурной истории абхазов. Сухуми, 1976, с. 411

  13. Искусство Абхазского царства VIII-XI веков. С-Пб, 2011, 272 с.

  14. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. – СПб., Т. 1. переиздан русский перевод в «Вестнике древней истории», 1947—49) 1893, с. 222

  15. Летопись Кутаиса. (806-1860) Газ. Кавказ. 1861, №6

  16. Марков Е. С., Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории. Изд.II, СПб и Москва. 1887, 963 с.

  17. Матиане Картлиса. — Картлис Цховреба, I, с. 28

  18. Монпере Д. де, Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. Том 1. Пер. с фр. Сухуми, 1937, с. 93-165

  19. Немировский А.И. История древнего мира. Античность. М. 2000. Ч. 2., 448 с.

  20. Непрошин А.Ю., Шамба Т.М. История абхазских князей Шервашидзе. 2013 г.

  21. Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. Кн.1, СПб., 1847, 192 с.

  22. Словарь исторических терминов, 1998

  23. Страбон, География. М.: 1964, XI, V, 6

  24. Толковый словарь Ожегова Что такое ЦАРЬ? –

  25. Успенский Ф. Очерки из истории Трапезунтской империи. Ленинград, 1929, с. 135

  26. Фадеев А. Краткий очерк истории Абхазии с древнейших времен до крестьянской реформы 1870 г. Ч. 1., Сухум, 1934 г., 190 с.

  27. Фальк-Рённе А. Слева по борту — рай: Путешествие по следам Баунти. М «Наука». 1980, с. 78

  28. Чачхалиа Д. Хроника абхазских царей, М. 2000, с. 3-40

  29. Чубинашвили Г. Золотая чаша из Бедии. – Моамбе. Академии Наук Грузии, 1940, X. Б (на груз. яз.)

  30. Шамба Г.К. Об одном раннеэлинистическом захоронении представителя древнеабхазской знати из с. Эшера. Известия АИЯЛИ, I. Тб. 1972. с 98-112

  31. Шопен И., Новые заметки на древние истории Кавказа и его обитателей. СПб, 1866, с. 501.

  32. Buttner-Wobst Th. Ioannis Zonarae Historiarum/ Libiri XIII-XVIII.//Corpus scriptorium historiae Byzantinae. Bonn, 1897, p. 251

  33. Guilland R., Les logothétes, “Revue des études byzantines”. 1971, t. 29

Ключевые слова: Царь, царство, Цезарь, кесарь, князь, мелек, мефе, архонт, апсха, Самефо, Царство Абхаз

Keywords: Tsar, tsardom, Ceasar, knyaz, melek, mephe, archon, apskha, Samefo, Kingdom of Abkhazes,

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Подписка на рассылку

Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о новых постах

Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Валерий Григорьев
5 месяцев назад

Слово “царь” не могло взяться ниоткуда. Древние скифские курганы даже профессиональные историки называют “царскими”.

Последний раз редактировалось 5 месяцев назад D. A ем
Александр Непрошин
5 месяцев назад

Проф. историки современности могут именовать правителей как хотят. Но это не значит, что так было 2 тыс. лет назад. Комментируя, следует привязываться к месту и времени события.

Последний раз редактировалось 5 месяцев назад D. A ем
Сообщить об ошибке на сайте

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: