Концепции творения Земли и жизни на ней. Гл.1, часть 1: мифологическая космогония

tv
Принято считать, что миф – это форма восприятия мира исторически древним человеком. Это так, но не совсем так. Хотя это и выходит за рамки статьи, но надо сказать: мифотворцы, как будет показано, создают мифы и в настоящее время, но мифы, несущие политическую окраску, позволяющие возвысить на основании лжи себя или своё государство, или унизить или опорочить конкурента или противника.
Концепции творения Земли и жизни на ней. Гл.1, часть 1: мифологическая космогония
Гималаи, гора Кайлас идеальная пирамида, ориентированная по сторонам света

Космогония каждого народа имеет несколько фаз. Первая – ранние представления о происхождении мира и человека, выраженные в мифах, – древнейшей формой науки, объясняющей возникновение Вселенной и живого в ней, разъясняя те или иные явления религии или философии. По выражению Николая Бердяева, «миф – история, сохраненная в народных воспоминаниях о прошлых событиях» и представляет собой Историю «предыстории», т.е. «историю дописьменных времен (в виде фольклора), которая остается заложенной в обычаях, являющихся основой морали, государственности и национального самосознания». Как продукт коллективного созидания во всех культурах всех времен – миф – это источник ритуало-моральных устоев и социальных отношений, это ключевой элемент в мировоззрении народа» (Бирлайн Д.Ф., «Параллельная мифология»).

Для первобытного и древнего человека каждое событие в его повседневной жизни было связано с некими высшими силами или определенным божеством. Мифология древних народов в полной мере отражает этапы становления и развития мира человеческой цивилизации, отражает его воззрение на события, сопутствовавшие эволюции, делает попытку объяснить возникновение, развитие и перемещение народа, выявить корни его культуры и общественной морали. Миф – это видение истории в перспективе (Услар, 1881).

Даниил Андреев в своей работе «Роза мира» указывает, что мифология народа отражает поведение и структуру каждого сообщества в соответствии сегментами метакультур, располагаемых в виде многочисленных уровней в верхних слоях нашей планеты. И эти небесные страны и все, что в них, называются затомисами (Д. Андреев. Роза Мира. СПб, 2016 г.). Как разъясняет Д.Андреев, это Высшие слои всех метакультур (цивилизаций) человечества, их небесные страны, опора народоводительствующих сил, обители Синклитов. Панорама этих слоев очень отдаленно напоминает нашу природу. Пожалуй, из элементов земного ландшафта ближе всего… – небо с облаками. Океанам нашим и морям соответствуют зоны как бы светлых паров, легко проницаемых и сияющих: это – души морских стихиалей; рекам… соответствуют их души, образования невыразимой красоты, на которую даже намекнуть нельзя словами «сияющие туманы». Растительность мало походит на нашу: Это – души стихиалей…

Деятельность синклитов затомисов необозримо многообразна и широка, а во многом для нас и непостижима. И, в то же время, примером известной для нас структуры, именуемой Д. Андреевим, является мифическая структура – Рай – условное наименование небесной страны Византийской метакультуры.

Мифология – это реальная отрасль познания мира, его древнейших процессов, находящихся за пределами времен письменной истории. Восприятие мира в те незапамятные времена строилось только на вере, и этот постулат был взят на вооружение всеми религиями мира.

Необходимо отметить, что понятие «миф» имеет синоним – «сказка», и не имеет ничего общего с фактом, для которого синоним – наличие, реальность, событие. Это определяет и отношение к нему. Миф – это религия, в которую уже больше никто не верит. Сопоставляя добиблейские мифы разных народов, легко убедиться, что в их основе много общего, несмотря на то, что локусы этих народов находились на значительном расстоянии друг от друга, и на том этапе развития человечества тесного соприкосновения этносов не наблюдалось. Мифы занимали и продолжают занимать значительное место в сознании человека, и не только в первобытных сообществах. Дикарь не согласится с современными чудесами науки и техники, так как это нарушает его представление или аннулирование признанных им законов природы. Он же не признает ни правил, ни исключений. Но этим страдает и современный цивилизованный человек.

При совершенствовании сообществ людей (государств) идеологические построения облекаются в мифологические одежды – используется попытка введения мифологии в историю, с целью придания ей большей значимости для возвышения своего общества. Формируется этико-догматическое учение, представляющее вторичную мифологию. Имеют место и третичные мифы – мифы поздние, об устроении царства божьего на земле, лишенного антагонизма и противоречий (Дьяконов, 1990).

Большей частью различные народы Земли, относящиеся к отдельным регионам, имеют мифы с подобной или перекликающейся фабулой. Рассматривая мифы и религию одного языческого народа за другим, видим, что в ранних мифах о творении все начинается с Хаоса, а человек, его поступки и действия, являются типом, моделью божества и его поведения, и, поэтому, человеческое общество и управление, являлось образцом, по которому создавалось общество богов и управление в нем (Тайлор, 1989).

Концепции творения Земли и жизни на ней. Гл.1, часть 1: мифологическая космогония
Гора Кайлас, как сакральный символ в религиях народов Юго-восточной Азии

В отличие от мифов, для точных наук характерна доказательность и повторяемость явлений. В области естественных наук всё сложней, особенно в использовании исторических фактов далекого прошлого. Но и там имеется возможность воспользоваться доказательствами, реально наблюдаемыми фактами и их повторяемостью (как утверждает античный афоризм – против факта нет доказательств). Фактом, подтверждающим такое явление, могут служить только исторические документы, поскольку «история – та стадия развития, которая засвидетельствована письменными источниками» и проверять приходится не достоверность самого факта, а достоверность текста, его описывающего» (Винклер Г., «Вавилон, его история и культура», СПб, 1913). Особенно наглядно это видно из церковной литературы, которая в своей области широко пользуется сказками, легендами, мифами и преданиями.

Вопросы происхождения человека, как показала действительность – вопрос веры и вопрос науки. Но даже в науке имеет место подход: факты, которые нас устраивают – наука: которые не устраивают – загадки науки (Головин, 1999). Что же касается мифов, то, как отмечает Г.А. Эзов, «возникает представление о том, что мифы, сказания и предания получают достоверность только в том случае, если они имеют сопоставление с географическими и генеалогическими указаниями, и, кроме того, подкреплены независимыми свидетельствами, то есть действительный факт наблюдения, опыта, должен быть подтвержден фактом стороннего наблюдателя, и только на этой основе может быть сделан соответствующий вывод».

Какая связь между мифом и действительностью? В основном, в том, что мифы, как и религиозные догмы, основаны не на фактах, а на представлениях, формирующих мнения и, как и религиозные тезисы – бездоказательны. Только за 1219 лет до н.э., с момента появления сопоставительной историографии, хронология из запутанной становится точной и последовательной. И только с конца XVIII века стало ясно, что история человечества начинается не с евреев, Вавилона и др. (народов, имевших письменность, знавших ремесла и искусство, объединенных государственным и гражданским строем). История начинается с дикарей, не знавших других изделий, кроме сделанных ими из камня и дерева, охотников и собирателей, живших и в Европе (Анучин, 1922).

ХХ век принес человечеству немало мифов различного характера. Среди них заметное место занимали научные мифы, в искаженной форме отражавшие вошедшие в быт представления о могуществе науки.

Наглядным примером является попытка специальной организации Туле, созданной в фашистской Германии и курируемой Гитлером, разгадать тайны происхождения жизни на Земле, пришельцев, посетивших нашу планету, и их совершенных технологий, изложенные в манускриптах, хранящихся в Тибете. Как высказался М.Задорнов – «мифы преувеличивают, но никогда не врут». И действительно, воспользовавшись подсказками из обнаруженных книг, конструкторы Германии смогли создать уникальный аппарат – “летающую тарелку с фантастическими характеристиками скорости полёта”. (Фактических доказательств существования “летающих тарелок” Люфтваффе пока нет – Концепции творения Земли и жизни на ней. Гл.1, часть 1: мифологическая космогония).

К таким же мифам следует отнести и поиски таинственной Шамбалы, являющаяся проекцией мужской обители. Символом Шамбалы является расположенная на юге Тибетского нагорья, там, где почти сходятся границы Тибета, Непала и Индии, самая таинственная гора мира – Кайлас. Этот величественный пик наделён множеством имен и окружён мифами и легендами разных народов, – это важнейший духовный центр Азии, священная реликвия сразу для трёх религий, тесно связанных, и давно укоренившихся в этом регионе: индуизма, буддизма и бон. Н. Рерих потратил многие годы на поиски Шамбалы и посвятил ей многие свои картины.

Концепции творения Земли и жизни на ней. Гл.1, часть 1: мифологическая космогония
Н. Рерих, Владыка Шамбалы

Отдельные космологические представления этих учений отчасти схожи. Согласно буддийскому трактату Абхидхармакоша, физическая Вселенная состоит из миллиарда миров, среди которых и тот, в котором живем мы. Центром нашего мира является невыразимо огромная гора Меру, окруженная океаном, в котором расположены четыре континента с субконтинентами. Все люди обитают на южном, синем континенте Джамбудвипа, что означает «Страна розовой яблони», а гора Меру служит обиталищем для различных классов демонических и божественных существ.

На самой её вершине стоит дворец Индры, предводителя богов, и растёт древо, исполняющее желания. А над горой Меру располагаются небеса и чистые измерения совершенных будд. Предполагается, что жители Шамбалы обладали всемогущими силами, на сакральные знания которых рассчитывали германские нацисты в попытке обрести победу во второй мировой войне и власти над миром.

Концепции творения Земли и жизни на ней. Гл.1, часть 1: мифологическая космогония
Шамбала

Для реализации идей, заложенных в древних и вновь создаваемых мифах, государства создавали специальные научные центры, такие как Аненербе («Наследие предков», – III Рейх), ставящие целю подтвердить право на обладание территориями, имеющими хотя бы косвенное отношение к «Великой Германии», например, право на аннексию Крыма, где некогда, в IV в., какое-то время находились готы, представители «индогерманской нордической расы». Правда, этот миф входит в противоречие с современным мифом, авторами которого являются украинские политики.

Они на полном серьезе утверждают, что «Крым наш и всегда был наш…», и что Черное море вырыли “древние укры”! Лженаука сознательно или бессознательно спекулировала на политических и социальных проблемах, обещая решить любые существующие и несуществующие проблемы. Это импонировало широким массам и представителям власти. Пользуясь поддержкой последних, мифотворцы добивались монопольного положения (например, лысенковщина) (Алпатов В.М., «История одного мифа. Марр и маризм», 1991).

После революции 1917 года мифотворцы нашей страны также приняли участие в создании мифов, сказок сегодняшнего дня: это призыв И.Сталина к строительству мифического коммунистического общества во всём мире (Коммунистический интернационал, КИМ), погубивший миллиона людей нашей Родины в сталинских лагерях; это и пустословное обещание Н.Хрущева, построить коммунистическое общество в отдельно взятой стране (в СССР) за 20 лет (к 1980 году), хотя наше государство, вне зависимости от того, что оно теперь называется Российской Федерацией, как было, так и осталось тоталитарным.

Мифы рождаются и сегодня, несмотря на то, что мы представляем собой, вроде бы, цивилизованное, высокообразованное общество. Чего стоит миф, основанный на лжи, заявленный Президентом США о том, что в Сирии победу над ИГИЛ одержала Америка со своими партнерами по коалиции.

Окончание следует

Концепции творения Земли и жизни на ней. Гл.1, часть 1: мифологическая космогония Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
Мифологическая версия творения всего живого на Земле. Представление автора и цикла его статей на planetguide.ru:
Концепции творения Земли и жизни на ней. Гл.1, часть 1: мифологическая космогония
Абхазия. 85 лет университету Республики. Слева направо – Ректор МГУ Садовничий В.А., Президент Республики Абхазия Хаджимба Р.Д., Непрошин А.Ю.

Человечество находится на пике научно-технической революции и её результатов: глобализации, информационного взрыва, компьютеризации, экономического кризиса, смены мировоззрений. Смена мировоззренческой парадигмы представляется наиболее тактически и стратегически важным моментом из всего многообразия человеческого общества, его истоков, от которого зависит процесс развития цивилизации. Многих, в том числе автора planetguide.ru – Александра Непрошина интересует взаимосвязь происхождения человека и процесс развития, возникновения этносов.

Прикосновение к данной теме позволяет лучше познать назначение человека, его дальнейшее, одновременно, и совершенствование, и деградацию.

Александр Непрошин старался в какой-то степени высветить эволюционный путь человека и общества, желая пересмотреть взгляд на творение Вселенной и Человека, исходя из современного уровня знаний. Материал будет представлен на planetguide.ru в виде цикла статей под общим названием: «Кто и откуда мы?». Автор предлагает свои гипотезы «Творения» по следующим разделам:

  1. «Мифологическая концепция»,
  2. Гипотеза творения на основе шумерской истории,
  3. Взгляд теологов на творение,
  4. Эволюционная теория создания мира.

Планируется обсудить с читателями planetguide.ru широкий круг проблем и возникающих при этом вопросов. Поэтому авторский взгляд диалектичен, масштабен. И это не случайно.

Концепции творения Земли и жизни на ней. Гл.1, часть 1: мифологическая космогония
Турция. На развалинах Пергама

Александр Непрошин – кандидат биологических наук, физик по первому образованию, путешественник, естествоиспытатель. Он – академик нескольких общественных академий России, член Российского военно-исторического общества. Ведет исследования в истории, этнографии, государственности, правовых и политических проблемах взаимоотношений Закавказья; большое внимание уделил проблемам суверенитета Республики Абхазия, взаимоотношениям России и Абхазии. Александр Непрошин опубликовал множество научных работ.

В основном они посвящены вопросам конфликтологии в Закавказье, был участником радио- и телемостов, «круглых столов», пресс-конференций, выступая всегда с позиций интересов России. Исследовательская, научная деятельность предопределила необходимость его многочисленных поездок по миру (Европа, Азия, Африка, Ближний Восток, страны Содружества Независимых Государств), где он собирал архивные материалы, артефакты ареалов расселения людей.

Концепции творения Земли и жизни на ней. Гл.1, часть 1: мифологическая космогония
Египет. Мы у пирамид

Значительный интерес вызвал вопрос, откуда что есть. Собранные материалы составили значительный потенциал, который воплощается в готовящейся монографии. Необходимо отметить вклад в проекты его коллегу и спутника жизни – Веревкину Елену Борисовну, без участия и помощи которой эти проекты не были бы осуществлены. Автор свое исследование начинает с анализа взгляда мифологии древних народов, сконцентрировав внимание на совпадения и различия в мифах разных стран мира.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Подписка на рассылку

Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о новых постах

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сообщить об ошибке на сайте

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: