Лебединая песнь баварского короля

17134d34373ce99e0

Автор: Светлана Чадина

Рассказ о трех баварских замках (Нойшванштайн, Линдерхоф и Херренкимзее), созданных по замыслам баварского короля Людвига II. История их постройки и описания достопримечательностей, которые туристы смогут увидеть воочию, посетив Баварию.

Однажды Баварский король Людвиг II сказал своей служанке, цитируя отрывок из трагедии Фридриха Шиллера “Мессинская невеста”: “Я хочу оставаться вечной загадкой для себя и для других.” И действительно, на протяжении уже ни одного столетия безумные творения “сказочного короля”, как его называли подданные, остаются неразгаданной тайной одновременно величественной и наивно-детской души монарха. Взойдя на престол в возрасте восемнадцати лет, Людвиг все еще пребывал в мире фантазий и страстей, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни. Детство наследного принца прошло в родовом замке Хохеншвангау, построенном его отцом – королем Максимилианом II в 1832 году. Фрески на стенах дворца с изображением исторических сцен из жизни рыцарей и средневековых героев, главной фигурой которых является “лебединый рыцарь” – Лоэнгрин, заполнили реальную жизнь юного короля.

Но не только легенды и мифы будоражили душу Людвига, огромное впечатление на него произвела вагнеровская опера “Лоэнгрин”, на представлении которой ему довелось побывать еще до восшествия на трон. Легенда о рыцаре круглого стола настолько потрясла Людвига, что он становится истинным почитателем и меценатом неисчерпаемого таланта Рихарда Вагнера.

 Я стал королем слишком рано. Я еще многого не знал. Я только начал учить законы. Вдруг меня выдернули из-за моих книг и посадили на трон. Чтож, я все еще продолжаю учиться… 

Не имея ни опыта, ни знаний, необходимых для управлении государством, не находя поддержки со стороны правительства и домочадцев, король претерпевает поражения в любых своих начинаниях и, в надежде укрыться от жестокости внешнего мира, в 1869 году начинает воплощать свои фантазии в реальность – организует строительство сказочного замка Нойшванштайн. В письме к Вагнеру король делится с ним своими мыслями:

 …Мое намерение – восстановить былое королевское величие в замке, возведенном в подлинном стиле старых замков немецких рыцарей… Местоположение будущего дворца – одно из самых красивых. А сам он, надеюсь, будет пригоден для жилья через три года. Вас я намерен поселить в нем в качестве многоуважаемого гостя. Замок станет святым храмом для божественного друга…Он каждой своей деталью будет более красивым и комфортным, чем Хохеншвангау внизу. 


Место для строительства было выбрано идеально: среди цепочки тирольских гор на границе Австрии и Германии, с двух сторон окруженная зеркальным отблеском озер Альпзее и Шванзее, возвышается живописная гора Югенд, с парящим над ней, словно белый лебедь, замком Нойшванштайн. Возведение архитектурного шедевра такого масштаба на гористой местности создавало серьезные затруднения, в связи с этим верхушка скалы была опущена на восемь метров путем взрыва, и на сегодняшний день Нойшванштайн расположен на высоте 1008 метров.

Проектирование замка, словно сошедшего с иллюстраций к фантастическому роману, недаром было поручено театральным художникам Георгу Долльману и Кристиану Янку, которые, соединив романский, византийский и готический стили в едином архитектурном ансамбле и отделке дворца, придали ему поистине сказочный вид. Возведение миниатюрного “Нового лебединого утеса” продолжалось в течение 17 лет, в первоначальный проект вносились изменения, в результате которых замок стал еще больше походить на застывшую музыку.

Замок Нойшванштайн - вид с галереи
Владения короля Людвига

Замок “сказочного короля” разделен на несколько секций, которые, соединяясь различными архитектурными ухищрениями, плавно переходят одна в другую, образуя единую композицию. Чтобы проникнуться атмосферой мира иллюзий Людвига Баварского, необходимо пересечь арку здания Главных ворот из красного кирпича, создающих контраст с белым цветом основной постройки, придавая замку еще больший шарм! Напротив Главных ворот возвышается основная и самая изящная часть замка – Палас, по форме напоминающая горный извилистый хребет, где расположены королевские апартаменты.

Фасад сооружения украшают фрески с ликом Св. Георгия и символом Баварии. Поднявшись по лестнице, ведущей на Верхний двор, мы входим в Рыцарские Палаты, которые являются соединительным звеном в конструкции, и попадаем в Женскую башню. На Верхнем дворе, по задумке Людвига II, должна была быть возведена башня (Донжон) с Готической часовней, но по стечению обстоятельств заложенный фундамент после смерти монарха демонтировали. Как только строительство главной части дворца закончилось, начались отделочные работы, в которых было задействовано около 57 архитекторов, художников и  ювелиров, посвятивших отделке не один год. Лейтмотив богатого интерьера замка – белый лебедь – геральдический символ старинного рода Швангау. Лебединый мотив присутствует во всем: как в художественном обрамлении замка, так и в его архитектуре. Доминирующая роль в убранстве дворца отводится иллюстрациям опер Вагнера, этюдам из мифологических саг и легенд, а также фрескам с изображением святых.

Владения короля Людвига
Замок Нойшванштайн

Резная облицовка стен, сводчатые потолки, тяжелые дубовые двери, лавки вдоль стен, большие изразцовые печи придают замку волшебный вид и создают атмосферу домашнего уюта. Шторы ручной работы и мелкие декоративные детали, выполненные из драгоценных камней и чистого золота заняли свое место в просторных залах, изысканно переливаясь и играя на свету. Нельзя не обратить внимания на великолепный вид, открывающийся из замка Нойшванштайн на девственную природу вокруг: ниспадающий каскадом водопад меж скалистых расщелин; горные вершины, слегка припорошенные снегом; озера, окруженные Альпами и вечнозелеными лесами и конечно же, чистый горный воздух – все это никого не оставит равнодушным!  Можно сказать, что “Новый лебединый утес” предоставляет все доказательства страсти и любви Людвига к жизни, к творениям, к идеалам. Но это не совсем так.

После посещения Франции в 1867 году король становится одержим идеей создания  усовершенствованной модели Версальского дворца. Людвиг Баварский выкупает земли вокруг королевского домика в романтической местности  – долине Гросвангталь и начинает строительство “Нового Версаля” – замка Линдерхоф на бывшей территории монастыря Этталь. Трудно поддаются описанию чересчур роскошное внутреннее убранство дворца, а также живописный парк, наполненный ароматами цветов и увенчанный фонтанами.

Самое восхитительное и любимое место Людвига в Линдерхоф – искусственная пещера “Грот Венеры”, обставленная декорациями из вагнеровской оперы “Тангейзер”. Но как бы богат и красив не был этот замок, навеянный французским стилем, в 1873 году, непонятно по какой причине, Людвиг переносит проект строительства “Нового Версаля” на остров Херренинзель, что расположен на озере Кимзее.

Новый Версаль - замок Линдерхоф
Новый Версаль короля Людвига

Строительство еще одного “Нового Версаля”, а точнее замка Херренкимзее началось 31 мая 1878 года и стало последней и самой дорогостоящей затеей баварского монарха. Но грандиозный замысел короля так и не удалось полностью воплотить в жизнь: замок не был достроен. Людвиг не стремился в точности копировать французский дворец, он всего лишь хотел воссоздать культ преклонения пред королем Франции. “Он должен в известном смысле стать храмом славы, в котором я желаю устраивать празднества в память Людовика XIV”, – говорил баварский король.

Наследнику Максимилиана II все-таки удалось сотворить не только новый Версаль с воздушными формами, шиком и блеском, но и во всем превзойти дворец рода Бурбонов.

13 июня 1886 года тело короля Людвига II Баварского было найдено в Штарнбергском озере. Причина его смерти до сих пор не установлена и является загадкой, в точности как и его жизнь была овеяна завесой тайны, результатом которой стали безумно красивые и неподдающиеся описанию произведения искусства – сказочные замки, созданные то ли чудаком, то ли необыкновенным гением. Людвиг Баварский – настоящий король, но король себя и своей мечты, а его фантастические постройки – “лебединая песнь” королевской души, которая будет жить вечно! 

Странным слыл король Людовиг,
Музе Вагнера служил.
Среди местности лесистой
Сказку в Альпах сотворил.
В Лоэнгрина страстно веря,
Воплотил в горах мечту:
Замок белый, словно лебедь,
Воспаряет в синеву.
На скале стоит высокой,
А вокруг лежат снега,
Льется песня водопада,
Освежая жизнь дворца.
Каждый зал, как дань легенде,
Фрески, роспись и шелка.
Лебедь, словно Грааль надежде,
Расправляет два крыла.
По сей день бытуют споры:
Кто ж создатель-исполин?
То ли гений, что народу
Мир фантазий подарил,
То ль безумец одержимый,
Что казну опустошил.
Люди в поисках ответа
Едут в дальние края,
Чтоб воочию увидеть
“Сумасбродства” короля.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Подписка на рассылку

Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о новых постах

Сообщить об ошибке на сайте

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: