Символ веры – Русь соборная. Часть первая

vladimir

20 лет прошло с момента возникновения идеи по сооружению памятника Святому равноапостольному великому князю Владимиру на Лубянской площади в Москве. Проект получил название «Русь соборная». Это не «разнарядка» правительства или РПЦ. Русь соборная – гражданская общественно-социальная, историко-культурная инициатива не только коллектива авторов, возглавляемого заслуженным художником РФ Виктором Митрошиным. В проекте принимают участие многие простые люди, неравнодушные к гибели культуры, образования, краху воспитательной системы и государственности современной России.

Владимир. Памятник князю Владимиру. С сайта drive2.ru

Князь Владимир, – реальный автор основной молитвы православных христиан – «Символ Веры», крестил Русь 28 июля 988 года, дав старт формированию первичных жестких основ государственности и целостности страны. «Иные строго судят князя Владимира за гордый нрав, укоряют за грехи молодости и женолюбие. Но в памяти народной, в русских былинах, он остался, как мудрый и справедливый правитель — Владимир Красно Солнышко. Был он щедр на угощенье, больным и немощным снедь развозили по городу на телегах. Ничего не жалел для дружины, с нею совещался и об устройстве страны, законах, походах и договорах. Установил мир с соседями на Западе и укреплял оборону против воинственных печенегов на Юге. А по главному делу своей жизни — крещению Руси в 988 году — Владимир был наречен Святым в чине Равноапостольного (не будучи прямым учеником Христа, по делам приравнивался к апостолам) «за ревность к Вере Христианской».

Князь Владимир, – реальный автор основной молитвы православных христиан – «Символ Веры», крестил Русь 28 июля 988 года, дав старт формированию первичных жестких основ государственности и целостности страны. «Иные строго судят князя Владимира за гордый нрав, укоряют за грехи молодости и женолюбие. Но в памяти народной, в русских былинах, он остался, как мудрый и справедливый правитель — Владимир Красно Солнышко. Был он щедр на угощенье, больным и немощным снедь развозили по городу на телегах. Ничего не жалел для дружины, с нею совещался и об устройстве страны, законах, походах и договорах. Установил мир с соседями на Западе и укреплял оборону против воинственных печенегов на Юге. А по главному делу своей жизни — крещению Руси в 988 году — Владимир был наречен Святым в чине Равноапостольного (не будучи прямым учеником Христа, по делам приравнивался к апостолам) «за ревность к Вере Христианской».

В.М.Назарук, Крещение
В.М.Назарук, Крещение

Но никто не ведает, скольких дум и душевных усилий стоило обращение к вере христианской самому князю Владимиру Святославичу, выросшему и возмужавшему в язычестве. На фоне вековечной борьбы Руси со Степью, свершалась в сердце и уме князя Владимира спасительная работа преображения души.»

А.П. Рябушкин, Пир богатырей у ласкового князя Владимира
А.П. Рябушкин, Пир богатырей у ласкового князя Владимира

«…Народ не может быть с теми, кто разрушает память – память народную, тем более память о собственных героях, отворачивается от собственной истории, от вековых традиций дружбы и взаимопонимания…” – заявил Владимир Путин в 2010 во время открытия в Москве монумента “В борьбе против фашизма мы были вместе”. Идея создания монумента родилась после уничтожения в грузинском городе Кутаиси памятника советским воинам, который был снесен по указанию нынешнего президента Грузии – Саакашвили. Снос памятника вызвал негативную реакцию в России. Мемориал, воздвигнутый в 1981 г. в Кутаиси по проекту скульптора Мераба Бердзенишвили, представлял собой скульптуру всадника и 40-метрового монумента на двух опорах. В годы Великой Отечественной войны из Грузии в ряды Советской армии были призваны свыше 700 тыс. человек, из них погибли около 300 тыс. Более 240 тыс. жителей Грузии были удостоены боевых наград, 137 стали Героями Советского Союза.

Москва. Открытие памятника В борьбе против фашизма мы были вместе. С сайта xashtuk.wordpress.com
Москва. Открытие памятника В борьбе против фашизма мы были вместе
Кутаиси. Взрыв мемориала в честь Победы. С сайта pda.ria.ru
Кутаиси. Взрыв мемориала в честь Победы.

Причины, побудившие в 1992 году авторов, их друзей и партнеров к началу работы по реализации монументального проекта в Москве, на «по всякому знаменитой» Лубянской площади, вполне укладываются в рациональную, хотя и весьма осторожную попытку выработать на основе открытой гражданской позиции усредненную, компромиссную модель «аутентичного понимания» истории, развития государственности, общества и культуры России. Такое понимание, как минимум, должно и может базироваться именно на цивилизационной, социоэтической, собственно российской основе в деле определения «формальной точки исторического отсчета», поиска дополнительных, четких и ясных стимулов ради фактического написания и, по возможности, наиболее полного прочтения государственной, культурной и социально-политической «автобиографии» России в новом формате общественно-социальной, архитектурно-монументальной, историко-архивной и иной гражданской, деловой, научной и творческой ответственности и иной мысли и морали, особенно на фоне грандиозных перемен, все еще продолжающихся в России и Евразии.

Алексей Новоточинов (справа) и художник Виктор Митрошин. Презентация проекта памятника
Алексей Новоточинов (справа) и художник Виктор Митрошин. Презентация проекта памятника
Лубянкская пл. (Москва). Проекция памятника
Лубянкская пл. (Москва). Проекция памятника

Попытка заслуженного художника России, скульптора Виктора Митрошина, его соавторов и коллег, может сравниться с решительной сменой курса «корабля истории страны». Это серьезный, хотя и крайне деликатный, максимально безболезненный и даже неформальный сдвиг в сторону абсолютно иной, однако нечуждой всем нам, гражданской, культурной позиции, способной на посильной компромиссной основе отражать интересы и чаяния все еще подавляющей части населения и коренных народов России.

На фоне происходящих в российском обществе событий, как и в том далеком, фантастически сложном 1992 году, очевидно, что такой ответственный и обдуманный шаг в сторону «знаковой» монументальной и фундаментальной соборной скульптуры должен стать едва ли не моментом истины – специфической «точкой бифуркации» для необходимой самоидентификации России и ее многонационального народа. В сложных терминах из теории самоорганизации и теории перемен «точка бифуркации» – это всегда смена установившегося режима работы системы.

Иными словами, обретение принципиально иного синтаксиса мысли, языка и волеизъявления, иная стилистика взаимодействия и поиска компромиссных решений. Вопрос вопросов – в какую сторону? «Точку бифуркации», как новую конструкцию «синтаксиса мысли» и «стилистики языка» нужно понимать компромиссно, – как обретение моделью общей системы жизни некоего критического состояния, при котором эта система становится неустойчивой, – вялой, дряхлой, гнилой, непривлекательной. При этом всегда возникает неопределенность внутри «самое себя»: станет ли состояние сложной и именно в силу этого довольно шаткой государственной и социальной системы хаотическим, или даже мертвым? Или она все-таки перейдет в иную фазу – на новый, более дифференцированный, эластичный и высокий уровень живучести, некоррупционности, эволюционности?

Вот потому и возникает иногда проблема длительного ожидания, равно как скорого поиска, в том числе на молодежном, едва ли не детском, уровне, – на той же «Манежной площади», на «болотных» столичных просторах стремительной самоорганизации, «под планкой» мысли конкретного индивидуума, группы граждан, организации, общности, школы, общества, веры, системы и так далее, в решительных и, зачастую, бесплодных и мучительных поисках конструкции спасительного «Ноева ковчега», раз негде больше спасаться, уцелевать и укрываться?

Государство и власть, многочисленные слуги народа, какими флагами они не были бы укутаны, обещаниями и лозунгами украшены, – ни что иное, как аппарат насилия и подавления. Все еще господствующая местами в России «монетарно-коррупционная модель» с порой надуманной и весьма проблемной вертикалью власти и т.н. саморегуляцией общества и экономики (зачастую в рейдерских одеждах, ибо богат тот, кто сильнее, кто первым урвал из бюджета или отнял у соседа, а не слабее, добрее, умнее и честнее), – явно выдыхается и фактически может в той или иной форме войти в фазу самобичевания и самопоглощения с далеко идущими системными последствиями в ту или иную сторону от «точки бифуркации». Вплоть до развала, распада и самоликвидации…

Это уже бывало в нашей многократно революционной и, как правило, кровопролитной истории с завидным упрямством и повторяемостью… Факт – в стране с неизменно яркой, четко выраженной в течение последних десятилетий «безбожной» и бесстыжей (т.е. никакой – сырьевой) экономикой, что ни для кого не секрет, давно не видится на горизонте ни перспективного развития, ни свежих, вдохновляющих социум консолидирующих идей, ни детально продуманных и взвешенных концепций обустройства России.

Продолжающиеся разноплановые, порою малопонятные, непродуманные и не обсуждённые, болезненные реформы, последовательно приобретают все более затяжной, откровенно нерентабельный, тупиковый характер. Еще один важный аспект выявленной в недрах проекта сложной проблемы: как без эксцессов «гражданской войны» и прочих «-измов» обеспечить мягкий, «некровавый» переход от деформаций и перекосов «неолиберализма» и «парада национализмов» к истинно державному созидательному курсу на собственной культурно-цивилизационной основе?

Как развивать с учетом все еще живого традиционного уклада жизни и производства новые технологии, стимулировать сложнейшие интеграционные процессы, в то время как набирающая обороты «глобализация» со всеми прилагательными всемирными структурами фактически истребляет на корню реально востребованный самобытный модернизационный курс на разумное системное обновление страны и народа во благо общегосударственной и национальной «константы»?

Контуры общенациональной идеи, неоднократно сформулированные в течение последних десяти лет в терминах и форматах поиска «державности», ее социально-экономического фундамента и морально-этической гражданской конструкции, или в недавно заявленной амбициозной – явно малопродуманной и весьма сырой инициативе т.н. «просвещенного консерватизма», пока не в состоянии дать сильно «утомленному солнцем», холодом и пожарами, а также иного рода крайностями демократических и иных свобод и изысков социуму и обществу внятный ответ на целый ряд ключевых вопросов, связанных с глобальными вызовами и угрозами для России и мира в целом.

Символ веры – Русь соборная. Часть первая Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Князь Владимир

И стал Владимир княжить в Киеве и поставил кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, – жертвы бесам, – и оскверняли землю жертвоприношениями. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Пришли к Владимиру болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» Они же ответили: «Учит нас Магомет: делать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен. Здесь же надо предаваться всякому блуду.

Если кто беден на этом свете, то и на том», и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

Потом пришли немцы из Рима, и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы богу, сотворившему небо и землю, а ваши боги — просто дерево». Сказал же Владимир: «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».

Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Христиане веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраамова». И спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Они же ответили «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны?» Затем к Владимиру прислали философа греки. И показал он Владимиру завесу, на которой изображено было судилище господне, указал ему на праведных справа, идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же сказал: «Если хочешь с праведниками по правую сторону стать, крестись».

В год 6495 (987) созвал Владимир бояр и старцев и сказал: «Приходили ко мне болгары, немцы и евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя. Мудро говорят они, и дивно слышать их, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что посоветуете?»

Великий князь Владимир Святославович с сыновьями. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882
Великий князь Владимир Святославович с сыновьями. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882

И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их разузнай, какая у кого служба и кто как служит богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите ещё к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь в тот же день сотворил им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские, разузнать о вере нашей». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и показали им церковную красоту, пение и службу архиерейскую. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу.

В.Г. Перов, Крещение Руси
В.Г. Перов, Крещение Руси

И созвал князь бояр своих и старцев, и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Смотрели, как молятся в мечети, сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселия, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Подписка на рассылку

Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о новых постах

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сообщить об ошибке на сайте

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: